Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им.С.К.Тока
с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва
тема урока:
"Нуклеиновые кислоты"
Учитель: Доокур Алефтина
Килим-ооловна
с.Сарыг-Сеп – 2008г.
Тема урока: Нуклеиновые кислоты
Цели:
1.Образовательная: используя ОК и ОС охарактеризовать особенности строения
молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; раскрыть у них признаки
сходства и различия.
2.Развивающая: развивать умения свободно читать ОК и ОС, самостоятельно
их составлять.
3.Воспитательная: воспитание сознательного гражданина, формировать научное
мировоззрение через изучение вопросов биологии.
Оборудование: Таблицы, ОК «Химический состав клетки», ОС «Строение нуклеиновых кислот».
План урока:
I. Оргмомент
II. Повторение изученного:
-классификация органических веществ;
-функции органических веществ.
III. Изучение новой темы:
А).Беседа:
-название и местонахождение нуклеиновых кислот в клетке;
-почему нуклеиновые кислоты являются макромолекулами, полимерами?
Б).Самостоятельная работа учащихся по выполнению проблемных задач:
-какие нуклеиновые кислоты существуют, признаки их отличий.
В).Полное заполнение ОК «Органические вещества клетки».
IV. Закрепление изученного.
V. Домашнее задание: ş12, заполнить вторую цепь молекулы ДНК по принципу
комплементарности.
Ход урока:
Сегодня у нас гости – учителя школ района, пришли к нам с доброй миссией: узнать интересное, увидеть новое из нашей с вами совместной деятельности. Вместе поработав в течение урока, мы должны достичь определенных знаний. (Обратите внимание на эпиграф урока).
«Единственный путь, ведущий к знаниям это деятельность» - Б.Шоу
-Каких знаний?
Закончить раздел «Органические вещества клетки» изучением нуклеиновых кислот, тема рассчитана на 2 урока. 1 урок построим следующим образом:
I часть. Поскольку мы заканчиваем раздел, мы повторим ранее изученные органические вещества. В этом нам поможет наш друг, наш помощник – опорный конспект.
1).Какие органические вещества клетки мы знаем? Расшифруй нам I-ую часть ОК –
названия органических веществ. (Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые
кислоты).
2).Как классифицируются органические вещества? Раскрываем II-ую часть
конспекта, опираемся на условные обозначения.
А. У/в.
м/с д/с
(г, р, д/р, ф, г) (с, л, м)
п/с
(к, ц, г, х) (Охарактеризуйте следующие полисахариды: гликоген
и хитин)
Б. Жиры
жиры липиды
(жиры/масла) (гормоны: адреналин и половые;
тв.-животн./жидкие-растит. витамин А, D, Е)
Воска
(сложные эфиры, состоящие
из жирных кислот и многоатомных спиртов)
(Охарактеризуйте следующие вещества: липиды и воска)
В. Белки
Пн. Пд. Пр. Сл.
(Чисто б.) (Н/б.часть, н-р: гемогл.) (чисто а/к.) (с у/в.-гликопротеиды,
с ж.-липопротеиды)
3).Какие функции выполняют в клетке органические вещества?
А. Строительная функция
У/в. Ж. Б.
(Кл.стенка раст.- (Кл.мембрана) (Кл.мембрана, мембраны
Целлюлоза) органоидов, коллаген-соед.ткань,
кератин-перья, рога, ногти,
эластин-стенки кров.сосудов,
связки)
Б. Энергетическая функция
Ж.- 38,9 кДж.
Б.- 17,6 кДж.
В. Регуляторная функция
Ж.- половые гормоны регулируют физиологические признаки полов
Б.- инсулин регулирует содержание сахара в крови
Г. Транспортная функция
Б.- гемоглобин транспортирует О2 из легких в клетки и ткани.
Д. Ферментативная функция
Б.- ферменты катализируют химические реакции клетки.
(Фермент каталаза при распаде перекиси водорода)
ФИЗМИНУТКА: Повернулись мы направо, повернулись мы налево,
Солнце яркое мы видим, запах трав мы ощущаем. (2 раза)
II часть. Изучение новой темы.
Сегодня мы с Вами изучим последний класс о/в.- нуклеиновые кислоты.
(Записать в тетрадь тему урока).
В 9 классе вы уже изучили о/в., в том числе и нуклеиновые кислоты, нынче мы повторяем и закрепляем ранее полученные знания, поэтому при изучении новой темы мы будем использовать 2 правила:
Я знал / Я узнал
(Кое-что вы хорошо знали, кое-что вы сегодня узнаете).
1).Откуда произошло название «нуклеиновые кислоты»?
Лат. «нуклеус» - ядро.
2).Mr от 10 тыс. до неск. млн. углеродных единиц.
Вывод: Нуклеиновые кислоты – это макромолекулы.
3).Поскольку нуклеиновые кислоты – это огромные молекулы (макромолекулы), то они должны состоять из множества мономерных звеньев.
Мономерами нуклеиновых кислот являются нуклеотиды.
Строение нуклеотида:
1.Остаток фосфорной кислоты 2.Углевод 3.Азотистое основание
Поскольку нуклеиновые кислоты состоят из множества повторяющихся мономерных звеньев (нуклеотидов), то они будут являться полимерами.
Вывод: Нуклеиновые кислоты – это полимеры.
Проблемная задача: (самостоятельная работа учащихся)
По таблицам «Строение ДНК», «Строение РНК» самостоятельно заполните таблицу «Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот».
Проверка самостоятельной работы:
-Какие имеются отличия между нуклеиновыми кислотами?
№ | Признаки | Молекула ДНК | Молекула РНК |
1. | Структура молекулы | 2-хцепочная | 1-цепочная |
2. | Углевод в молекуле нуклеотида | дезоксирибоза | рибоза |
3. | Азотистые основания в молекуле нуклеотида | А, Г, Т, Ц | А, Г, У, Ц |
Вывод урока:
1.Нуклеиновые кислоты – макромолекулы.
2.Нуклеиновые кислоты – полимеры.
3.Существует 2 класса нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Отличия в 3-х признаках.
Итак, мы с Вами познакомились с последним классом органических веществ – нуклеиновыми кислотами, урок заканчиваем полным заполнением ОК «Органические вещества клетки». С функциями нуклеиновых кислот мы познакомимся на следующем уроке.
Домашнее задание: ş12, заполнить вторую цепь молекулы ДНК по принципу
комплементарности: А-Г-Т-Т-А-А-Г-Ц-Т-
Комментарии оценок.