МБОУ СОШ №2 им.С.К.Тока с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва

Персональный сайт учителя биологии Доокур Алефтины Килим-ооловны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им.С.К.Тока

с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва

 

тема урока:

"Нуклеиновые кислоты"

 

 

                                              Учитель: Доокур Алефтина

                                                          Килим-ооловна

 

с.Сарыг-Сеп – 2008г.

 

 

Тема урока:  Нуклеиновые кислоты

 

Цели:

1.Образовательная: используя ОК и ОС охарактеризовать особенности строения

   молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; раскрыть у них признаки

   сходства и различия.

2.Развивающая: развивать умения свободно читать ОК и ОС, самостоятельно

   их  составлять.

3.Воспитательная: воспитание сознательного гражданина, формировать научное

   мировоззрение через изучение вопросов биологии.

Оборудование: Таблицы, ОК «Химический состав клетки», ОС «Строение нуклеиновых кислот».

 

План урока:

I.   Оргмомент

II.  Повторение изученного:

     -классификация органических веществ;

     -функции органических веществ.

III.  Изучение новой темы:

А).Беседа:

      -название и местонахождение нуклеиновых кислот в клетке;

      -почему нуклеиновые кислоты являются макромолекулами, полимерами?

Б).Самостоятельная работа учащихся по выполнению проблемных задач:

      -какие нуклеиновые кислоты существуют, признаки их отличий.

В).Полное заполнение ОК «Органические вещества клетки».

IV.  Закрепление изученного.

V.   Домашнее задание: ş12, заполнить вторую цепь молекулы ДНК по принципу

       комплементарности.

 

Ход урока:

         Сегодня у нас гости – учителя школ района, пришли к нам с доброй миссией: узнать интересное, увидеть новое из нашей с вами совместной деятельности. Вместе поработав в течение урока, мы должны достичь определенных знаний. (Обратите внимание на эпиграф урока).

«Единственный путь, ведущий к знаниям это деятельность» - Б.Шоу

        -Каких знаний?

Закончить раздел «Органические вещества клетки» изучением нуклеиновых кислот, тема рассчитана на 2 урока. 1 урок построим следующим образом:

 

I часть. Поскольку мы заканчиваем раздел, мы повторим ранее изученные органические вещества. В этом нам поможет наш друг, наш помощник – опорный конспект.

 

1).Какие органические вещества клетки мы знаем? Расшифруй нам I-ую часть ОК –

    названия органических веществ. (Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые

    кислоты).

2).Как классифицируются органические вещества? Раскрываем II-ую часть

    конспекта, опираемся на условные обозначения.

А.                        У/в.

 

               м/с                       д/с

      (г, р, д/р, ф, г)             (с, л, м)

                             п/с

                        (к, ц, г, х)    (Охарактеризуйте следующие полисахариды: гликоген

                                                                                                                           и  хитин)    

 

Б.                                             Жиры

 

              жиры                                                              липиды

        (жиры/масла)                                  (гормоны: адреналин и половые;

тв.-животн./жидкие-растит.                               витамин А, D, Е)           

                                                  Воска

                                (сложные эфиры, состоящие

                     из жирных кислот и многоатомных спиртов)

(Охарактеризуйте следующие вещества: липиды и воска)

 

В.                                           Белки

 

      Пн.                          Пд.                                      Пр.                       Сл.

(Чисто б.)     (Н/б.часть, н-р: гемогл.)          (чисто а/к.) (с у/в.-гликопротеиды,

                                                                                              с ж.-липопротеиды)

 

3).Какие функции выполняют в клетке органические вещества?

А.                                       Строительная функция

 

              У/в.                               Ж.                                                      Б.

(Кл.стенка раст.-            (Кл.мембрана)                         (Кл.мембрана, мембраны

Целлюлоза)                                                              органоидов, коллаген-соед.ткань,

                                                                                       кератин-перья, рога, ногти,

                                                                                      эластин-стенки кров.сосудов,

                                                                                                          связки)

 

Б.                                           Энергетическая функция

 

                                                      Ж.- 38,9 кДж.

                                                       Б.- 17,6 кДж.

 

В.                                          Регуляторная функция

 

Ж.- половые гормоны регулируют физиологические признаки полов 

                 Б.- инсулин регулирует содержание сахара в крови

 

Г.                                          Транспортная функция

 

               Б.- гемоглобин транспортирует О2 из легких в клетки и ткани.

 

Д.                                       Ферментативная функция

 

                    Б.- ферменты катализируют химические реакции клетки.

                         (Фермент каталаза при распаде перекиси водорода)

 

ФИЗМИНУТКА: Повернулись мы направо, повернулись мы налево,

                                Солнце яркое мы видим, запах трав мы ощущаем. (2 раза)

 

II часть. Изучение новой темы.

 

      Сегодня мы с Вами изучим последний класс о/в.- нуклеиновые кислоты.

                             (Записать в тетрадь тему урока).

      В 9 классе вы уже изучили о/в., в том числе и нуклеиновые кислоты, нынче мы повторяем и закрепляем ранее полученные знания, поэтому при изучении новой темы мы будем использовать 2 правила:

 

                         Я знал                                                                Я узнал

                       (Кое-что вы хорошо знали, кое-что вы сегодня узнаете).

 

1).Откуда произошло название «нуклеиновые кислоты»?

Лат. «нуклеус» - ядро.

 

2).Mr  от 10 тыс. до неск. млн. углеродных единиц.

Вывод: Нуклеиновые кислоты – это макромолекулы.

 

3).Поскольку нуклеиновые кислоты – это огромные молекулы (макромолекулы), то они должны состоять из множества мономерных звеньев.

       Мономерами нуклеиновых кислот являются нуклеотиды.

Строение нуклеотида:

1.Остаток фосфорной кислоты              2.Углевод                3.Азотистое основание

Поскольку нуклеиновые кислоты состоят из множества повторяющихся мономерных звеньев (нуклеотидов), то они будут являться полимерами.

Вывод: Нуклеиновые кислоты – это полимеры.

 

Проблемная задача: (самостоятельная работа учащихся)

 

       По таблицам «Строение ДНК», «Строение РНК» самостоятельно заполните таблицу «Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот».

Проверка самостоятельной работы:

-Какие имеются отличия между нуклеиновыми кислотами?

 

Признаки

Молекула ДНК

Молекула РНК

1.

Структура молекулы

2-хцепочная

1-цепочная

2.

Углевод в молекуле нуклеотида

дезоксирибоза

рибоза

3.

Азотистые основания в молекуле нуклеотида

А, Г, Т, Ц

А, Г, У, Ц

 

 

Вывод урока:

1.Нуклеиновые кислоты – макромолекулы.

2.Нуклеиновые кислоты – полимеры.

3.Существует 2 класса нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Отличия в 3-х признаках.

 

        Итак, мы с Вами познакомились с последним классом органических веществ – нуклеиновыми кислотами, урок заканчиваем полным заполнением ОК «Органические вещества клетки». С функциями нуклеиновых кислот мы познакомимся на следующем уроке.

 

Домашнее задание: ş12, заполнить вторую цепь молекулы ДНК по принципу

       комплементарности:             А-Г-Т-Т-А-А-Г-Ц-Т-

 

Комментарии оценок.

 

 

 

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
счетчик посещений

© dookur-aleftina

Создать бесплатный сайт с uCoz