МБОУ СОШ №2 им.С.К.Тока с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва

Персональный сайт учителя биологии Доокур Алефтины Килим-ооловны

Технология опорных конспектов и опорных схем 

В течение многих лет я работаю по методике Виктора Федоровича Шаталова – «Система опорных конспектов и опорных схем». Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе.

Почему я пришла как учитель к технологии активного обучения по ОК и ОС? Этой проблемой я стала заниматься с самого начала учительской деятельности.

Как молодой специалист я, идя на урок, сама терялась в объеме преподаваемого материала, по биологии тема одного урока состояла из параграфа, помещенного в 4-6 страниц учебника. Порой, сама не могла выделить главное из огромного объема материала. А уложиться в сорок минут надо было. Поэтому созрела мысль использовать технологию кратких записей  в схемах и символах, чтобы учащиеся не затерялись в большом потоке текстового материала. Считаю также, что используемая технология ориентирована на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества часов биологии и усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности учащихся.

На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании. 

Цель

·  Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету. 

·  Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.

 

·  Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.

•  Повышение интереса к изучаемому материалу. 

Задачи: 

1.Научить учащихся выделять в любом текстовом материале основные понятия, которые должны быть усвоены.

2.  Научить учащихся составлять опорные конспекты  и схемы, переходя от частного (фрагмент урока) к общему (место урока в теме), выявлять логическую взаимосвязь     между ними.

3.Облегчить усвоение материала, представив его в компактной, краткой форме, удобной для записи и усвоения. 

В основе этой технологии лежит идея опоры. К особенностям этой технологии относятся определенная закодированность учебной информации, возможность выделения этапов в изучении материала, применение различных форм организации учебной деятельности школьников, проявление творческих приемов выражения учебного материала в символах и рисунках, организация индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.

 Роль опорных конспектов и схем заключается в том, что они учат детей выделять главное и основное в объемном текстовом материале, приучают отыскивать и устанавливать логические связи между разными частями конспекта или схемы, помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, способность к анализу, раскрывают творческий потенциал, развивают память, индивидуальные способности, логическое мышление учащихся через символы, значки, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Опора упрощает процесс запоминания новых терминов. Многие темы можно объяснить с помощью опор, совсем не используя записей. 

При построении ОК и ОС целесообразно соблюдать ряд условий:

1.Определение целей урока;

2.Разделение учебного материала на смысловые блоки и обособление блоков контурами;

3.Все смысловые блоки между собой очень тесно связать, значимые элементы выделить цветом;

4.Общую схему содержания урока изобразить в форме единого ОК

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала, это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово,..), заменяющий некое смысловое значение. В них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т. п.). Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов». 

Основные принципы составления ОК:

- лаконичность (300–400 печатных знаков);

- компактность расположения учебного материала;

- структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделять общее и главное, выделять причинно - следственные связи;

- простота изображения и доступность для понимания, удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

- занимательность, парадоксальность;

- цветовое оформление. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами. Запоминание материала облегчается за счет подключения зрительной памяти;

- смысловой акцент. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

- автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала;

- ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы и изображения должны напоминать широко распространённые образы. 

Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф. 

1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.

3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

5. Объедините сигналы в блоки.

6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

7. Выделите значимые элементы цветом. 

Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга.

Опорные сигналы можно создавать предварительно на черновике, затем перерисовывать их на плакатах, бумаге формата A4 (рисовать их яркими гелевыми ручками и фломастерами) (затем их ксерокопировать, сканировать для обучаемых, а при рассказе теоретического материала демонстрировать их через систему проектор-компьютер-документоскоп, (кодоскоп). Отсканированное изображение опорного сигнала для презентации обучаемым через проектор нужно будет сохранить в виде графического файла JPG, а затем поместить его в презентацию PowerPoint.

Однако наиболее удобным вариантом, по моему мнению, является создание опорных сигналов в графическом редакторе Corel. Затем полученный сигнал сохраняется (экспортируется) в графический файл JPG, а после также помещается в презентацию PowerPoint. 

Опорные сигналы имеют значение и для учителя и для ученика. Сигнал:

  • сжимает информацию;
  • экономит время;
  • наглядно демонстрирует связи между составными компонентами;
  • помогает выделять главное;
  • облегчает понимание новой информации;
  • упрощает процесс запоминания новых терминов;
  • активизирует учащихся;
  • благотворно действует на психологический климат урока 

Виды и формы опорных сигналов бывают разные

Виды:

  • смысловые;
  • ассоциативные;
  • аббревиатурные;
  • вербальные;
  • графические.

Формы:

  • схемы;
  • рисунки;
  • таблицы;
  • диаграммы;
  • ассоциативное поле;
  • опорные конспекты;
  • алгоритмы.
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
счетчик посещений

© dookur-aleftina

Создать бесплатный сайт с uCoz