Экологизация стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. К настоящему времени опубликовано уже несколько учебников по экологии, много справочной литературы. Этого вполне достаточно чтобы учитель мог обеспечить высокий научно-методический уровень уроков.
Экологические статьи в помощь учителю постоянно публикуют журналы “Биология в школе”, “География в школе”, “Химия в школе”. Однако, совершенно очевидно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы экскурсии в природу как в сохранившуюся в естественном состоянии, так и в разной степени преобразованную человеком, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия.
В нашей школе параллельно курсу экологии работает экологический клуб “Росток”. У клуба имеется свой девиз. Членами его могут быть школьники 5–11-х классов, изъявившие добровольное желание работать в клубе, проявившие интерес к экологии.
Главной задачей работы клуба “Росток” является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе углубленного изучения экологии. Занятия членов клуба проводятся коллективно или индивидуально 1 раз в неделю.
Работа учащихся в клубе ведётся по различным направлениям:
- защита природной среды (подкормка птиц в зимний период, изготовление кормушек, борьба с мусором, установка табличек в местах распространения охраняемых растений, муравейников);
- улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного двора, укрепление склонов, расчистка леса от сушняка);
- предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними (выпуск листовок с правилами поведения в лесу);
- пропаганда охраны природы (беседы, изготовление плакатов, публикация статей в газетах, проведение экологических марафонов);
- сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок);
- исследование природной среды (участие в школьной экологической олимпиаде, проведение исследований).
Последнее направление в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на высокий уровень. К этой работе можно привлечь учащихся старшей и средней возрастных групп.
Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Ребята пишут рефераты, рисуют, фотографируют, проводят исследовательские работы. Весной в школе проходит экологическая неделя. К этой неделе проводятся конкурсы рисунков, плакатов. В районе проходит научно-практическая конференция «Умное поколение», на которой читаются работы членов клуба. Результативность школьных исследовательских работ может быть намного выше, если бы они проводились в сотрудничестве со специалистами районных организаций по охране природы. В данном случае ребята поняли и почувствовали бы ответственность за проделанную работу и за ее результаты. Но нас своим посещением данные специалисты не радуют.
За время работы клуба “Росток” были написаны исследовательские работы:
- Экологическое состояние учебного кабинета (Натпид-оол Уран-кыс)
- Анализ природных источников окрестностей с.Сарыг-Сеп (Байыр-оол Дан-Хаяа)
- Восхваляю красоту березы русской (Монгуш Хандымаа)
- О чудо - кедре (Натпид-оол Уран-кыс)
- Сравнительная характеристика национальных блюд кефира и хойтпака (Монгуш Хандымаа)
- «Экокалендарь».
Создан фильм «Экологическое состояние с.Сарыг-Сеп глазами школьников» (Дадар-оол Буян - 9а класс).
Приложение
Отчёт клуба “Эколог”
Члены клуба организовали и провели:
- конкурс “По страницам Красной книги”, где ребята показали хорошие знания о растениях и животных, занесённых в Красную книгу России и Республики Тыва;
- акция “Озелени свой класс”, в которой приняли участие все классы;
- Куулар Надя – 10а класс заняла II место в районной экологической олимпиаде;
- изучение психологического состояния человека после перенесенного землетрясения;
- конкурс рисунков и плакатов среди 5–7-х классов на экологическую тему;
- конкурс поделок из экологически чистых материалов;
- экологические рейды и субботники в защиту окружающей среды;
- разработали анкету обращение к населению о бережном отношении к природе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 им.С.К.Тока с.Сарыг-Сеп
Тема
«Работа экоклуба «РОСТОК»
Выполнила: ученица 10 «а» класса
Ак-кыс Анна
Руководитель: Доокур А.К. –
учитель биологии
Сарыг-Сеп – 2010г.
Наш школьный клуб «Эколог», включающий в своем составе 25 старшеклассников (руководитель: учитель биологии Доокур А.К.), работает под девизом:
«Нашей планете –
Алмазную воду,
Прозрачный воздух,
И чистую почву!!!».
«Маленькие друзья» «Большой Матушки – Природы» встали в защиту экологии своего родного села Сарыг-Сеп. Членами клуба регулярно проводятся рейды и фоторейды по проверке экологического состояния села, реки Малый Каа-Хем и близлежащих лесных массивов, очистка их от мусора. Итоги рейдов отражаются на стенных газетах, бюллетнях, выпускаются листовки, обращения к каждому о правильном поведении в природе во время отдыха.
За один год существования клуба нами было очищено 3 природных объекта: берег реки Малый Енисей (периодично), стадион отдыха, сквер досуга (весной).
В основу нашей деятельности поставлена реализация программы «Зеленый росток», где определены основные цели, задачи, принципы построения, структура школьного клуба, способы вовлечения школьников в экологическую деятельность, предусмотрены творческие дела, классные часы, беседы, декады по экологии, фестиваль сказок, театрализованные представления, школьная научно-практическая конференция, исследовательская работа, литературное и художественное творчество.
Очень интересно прошла в школе экологическая операция “Праздничное настроение”, организованная учащимися 10-х классов, были изготовлены красочные поздравительные открытки для учащихся младших и средних классов, что зародило зерно душевной теплоты в сердцах и организаторов и участников операции.
В среднем звене под руководством вожатой школы Оюн А.С. проведена работа по направлению “Поход бережливых”, изучали на уроках и внеклассных занятиях теоретические вопросы получения и использования бумаги, книгопечатания. А так же провели рейд по проверке состояния учебников в школе «Как живешь школьный учебник?». Учащимся, у кого плохие учебники, дали рекомендации: подклеить, обернуть, подчистить свои учебники, провели беседы о бережном отношении к учебникам. Работа завершилась акцией по ремонту школьных учебников «Книжкина больница». Занимаясь социально-значимым делом, учащиеся пришли к выводу, что бережно относясь к бумаге, книгам, учебникам мы оставляем живыми сотни тысяч деревьев и чистыми миллиарды кубометров воды.
На тематической неделе «Золотая осень» были проведены конкурсы театрализованных представлений, сказочных постановок на темы: «В царстве Берендея», «Кто в мире Океана главный?», «Наши младшие друзья».
По традиции в нашей школе в апреле проходит месячник экологии, в рамках которого проходят конкурсы рисунков, плакатов, сочинений на природоохранную тематику, поделок из природного материала, общешкольные праздники «День птиц», «День Земли», в школьном музее в экологическом зале экскурсоводы проводят беседы для учащихся.
На завершающем этапе месячника проведена школьная научно-практическая конференция на тему «Кровь Тувы – реки, Легкие Тувы – воздух», Кожа Тувы – почвы».и, с
Школьным президентом Дадар-оол Буяном, учащимся 11»б» класса, открыта школьная киностудия. Под его авторством вышел видео-кинофильм по итогам рейдов по экологически злополучным местам с.Сарыг-Сеп «Земля больна!!!», который был продемонстрирован для учащихся 9-11-х классов.
Наша Сарыг-Сепская средняя школа №2 чисто национальная школа, учатся все тувинские дети. Поэтому главной задачей перед собой мы поставили познакомить тувинских детей с русскими народными приметами, народными обычаями и традициями.
Таким образом, решили создать экологический календарь, который сегодня особенно актуален в современном обществе.
Экологический календарь, который мы сегодня создали, должен помочь расширению знаний школьников о прекрасном в природе, узнать много интересного о своих корнях, народной мудрости, народных обычаях и традициях.
В нашем творении - экологическом календаре содержатся русские народные приметы дней, месяцев, сезонов года, происхождение названий, именинный календарь и т.д.
ЭКОКАЛЕНДАРЬ, который должен украшать стены нашего школьного музея, включает в себя следующие очень важные разделы:
-новые названия месяцев;
-старинные названия месяцев;
-происхождение названия месяца;
-народные приметы месяцев;
-народные приметы дней;
-дни именин на каждый день, соответствующее имя дня и
характер человека, носящий это имя;
-экологический календарь, включающий Всемирные и
всероссийские экологические мероприятия и праздники;
-календарь памятных дат, дни рождения знаменитых и
выдающихся людей, дни свершенных ими подвигов и
открытий,
-народные праздники по сезонам года,
-практические советы по сезонам, по месяцам: охотнику,
рыболову, огороднику, садоводу, грибнику, сборщику ягод и т.д.
Накопленный опыт практической, исследовательской работы юных натуралистов позволяет команде школьного клуба «Эколог» принимать активное участие в конкурсах, слетах, конференциях различных уровней и достигать успехов: Натпид-оол Уран-кыс «Экологическое состояние школьных помещений» - 2 место в районе, «О чудо-кедре» - 1 место в районе, активное участие в республике, Монгуш Хандымаа и Дадар-оол Буян «Экологический календарь» - 1 место в районе и др.
Создав наш школьный клуб «Эколог», школа ставит перед собой цели формирования экологически грамотного, понимающего законы природы, члена общества, обладающего экологической культурой, т.е. желанием и потребностью принять активное участие в деле охраны природы.
Проведя столь огромную работу, мы старшеклассники, члены клуба «Эколог» убедились в том, что:
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком.
Природа – это и двор отцовского дома, и Родина, и Вселенная. Весь традиционный образ жизни народа определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению самого народа. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле.
Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна на всех землян. И другой у нас не будет…
…Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас мало, а она – одна!