МБОУ СОШ №2 им.С.К.Тока с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва

Персональный сайт учителя биологии Доокур Алефтины Килим-ооловны

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района РТ  

Мастер-класс на тему: 

«Мультимедийная презентация

как способ повышения мотивации к изучению урока»

 


                                                   Учитель: Доокур Алефтина Килим-ооловна

  


Сарыг-Сеп – 2013г.

 

 Мастер-класс на тему

 

«Мультимедийная презентация

как способ повышения мотивации к изучению урока»

 

      Цель: 

обобщить и распространить опыт своей работы по теме «Мультимедийная презентация как способ повышения мотивации к изучению урока».

 

      Задача:

  • Обоснованность выбора данной темы.
  • Показать конкретные варианты презентаций к урокам.

 

       - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе по теме «Мультимедийная презентация как способ повышения мотивации к изучению урока».

 

Новое время диктует новые требования к развитию образовательной системы, требует новых подходов в обучении, новых технологий преподавательской деятельности, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникативных.

 

Использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин вполне обосновано, т.к. способствует эффективному усвоению учебному материала посредством воздействия на три канала восприятия человека:

  • визуальный,
  • аудиальный,
  • кинестетический. 

 

Это позволяет решать различные задачи современного урока:

  • увеличить объем материала за счет экономии времени,
  • расширить возможности применения дифференцированного подхода в

          обучении,

  • осуществить межпредметные связи.

 

Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Современную школу уже невозможно представить без процесса информатизации образования. Информационная компетентность учителя становится одним из условий эффективности современного урока.

 

При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, уроки с использованием ИКТ оказываются очень интересными как для ученика, так и для учителя.

 

В сочетании с традиционными формами учебного процесса использование ИКТ позволяет:

  • развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, развивать творческие способности учащихся,
  • формировать у школьников умение работать с информацией,
  • развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках.

 

Применение информационных технологий:

  • · интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у учеников, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;
  • · позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися;
  • · материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета;
  • · способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов;
  • · способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет:

  • сделать урок более интересным, наглядным;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
  • вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
  • способствует стремлению обучающихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
  • визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;
  • изучать явления и процессы в макро- и микромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
  • представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;
  • осуществлять контроль, самоконтроль;
  • проводить лабораторные и практические работы.

 


На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:

 

  • Презентации на уроках изучения нового материала;
    • Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе         изучения нового материала;
    • Проведение практических работ.
    • При подготовке учащихся к ЕГЭ;
    • Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.
    • Выполнение наглядного материала при оформлении класса.

 

Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой).

  1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов. Исследовательская работа для подростков - это реализация своего «Я», она является пробой его будущих профессиональных, социальных и культурных возможностей. Критериями качества исследовательской работы служат: постановка цели, выбор методики, проведение опытов и наличие контроля опыта, анализ результатов и обоснование выводов.
  2. Электронные энциклопедии являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
  • они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  • удобная система навигации на основе гиперссылок;
  • возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
  1. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
  2. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
  3. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в виртуальной лаборатории. Главное их преимущество – они позволяют ученику проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п.
  4. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.
  5. Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
  6. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

 

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

 

Но, безусловно, говоря обо всех достоинствах ИКТ, нельзя не озвучить некоторые недостатки, с которыми часто учителя сталкиваются в своей педагогической деятельности:

 

1. В классе находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.

 

2. Компьютер не подключен к сети Интернет, что затрудняет доступ к информации непосредственно на уроке, если возникает такая необходимость.

 

3. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.

 

4. У учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при большой нагрузке.

 

5. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.

 

6. На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам данного урока, учебным возможностям конкретного класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.

 

Конечно, нельзя забывать и о живом слове учителя, поэтому использование ИКТ должно быть разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.

 

Я приведу из опыта своей работы примеры некоторых презентаций к урокам:

  1. «Строение цветка» (6 класс),
  2.  «Надкласс Рыбы» (7 класс),
  3. «Химический состав клетки: органические вещества» (10 класс).

 

Метапредметность, интеграцию с другими дисциплинами можно показать на уроке «Птицы» («Голоса птиц»), по теме «Земноводные» (Квакание лягушки»), по теме «Насекомые» («Звуки лесной поляны») и др. (В методкопилке).

В теме «Химический состав клетки» (9-10 классы) биология тесно взаимосвязана с химией и физикой, т.к. рассматриваются вопросы строения молекул, атомов, ионов и др.

В теме «Молекулярная биология», «Генетические задачи» биология вступает в связь с математикой и геометрией.

Биология – это комплексная и интегрированная наука.

 

Почему я часто использую презентации  к урокам?

Во-первых, биология – высокотерминологический предмет, например, по теме «Строение цветка» на одном уроке дается 26 новых терминов, сколько не называй и сколько не заставляй в тетрадях записывать определения к терминам, без яркой презентации с пошаговой анимацией втолковать значение терминов очень трудно;

Во-вторых, в учебниках дается полностью оформленный рисунок, а в презентации можно данный рисунок разобрать и заново по элементам заполнить вместе с учащимися.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для обучающихся, а для учителей становятся нормой работы. Благодаря анимации, звуковым эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легкоусвояемым, экономит время. Поэтому уроки стали проходить с использованием ИКТ: презентации, электронные тесты, виртуальные эксперименты, ресурсы Интернета.

 

 

 

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
счетчик посещений

© dookur-aleftina

Создать бесплатный сайт с uCoz